Четверг, 15.11.2018, 06:49
Welcome
Главная » Файлы » ФГОС » Методические рекомендации (федеральный уровень)

Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения ФГОС общего образования (продолжение)
02.03.2012, 05:19

"Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03"(Постановление от 3 апреля 2003 г. № 27) о наполняемости групп. Образовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность и в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен. Вопрос 15. Установлены ли минимальный и максимальный объемы внеурочной деятельности? Каков источник финансирования внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС? Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий. Механизм финансирования реализации внеурочной деятельности определяется Законом Российской Федерации «Об образовании»[6] в соответствии с нормативами, установленными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Вопрос 16. Кто отвечает за разработку программ по внеурочной деятельности? Почему отменено положение об обязательности 10 внеурочных часов в новых стандартах. Будут ли они оплачиваться? Согласно ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения. Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»). В условиях введения ФГОС образовательная программа общеобразовательного учреждения состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса, в которую входит внеурочная деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня. Поскольку внеурочная деятельность реализуется в рамках основной образовательной программы, то в соответствии с п. 6.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании» и требованиями к финансовым условиям ФГОС (п.24 приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) она подлежит финансированию. Реализация основной образовательной программы общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Способы финансирования зависят от реализуемой модели организации внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей Вопрос 17. Кто определяет содержание внеурочной деятельности и как она должна фиксироваться? Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение. Общеобразовательное учреждение (далее – ОУ) вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности. В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования. В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ. Вопрос 18. Будет ли финансироваться материально-техническое оснащение внеурочной деятельности? В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации (пп.1 п.6 ст.29 Закона). Процедура наполнения ресурсного обеспечения, в том числе и внеурочной деятельности в начальной школе, происходит с учётом: федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденных приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 г. № 189; Санитарно – эпидемиологических требований к учреждением дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), утвержденные постановлением Минздрава России от 3 апреля 2003 г. № 27. Вместе с тем нельзя полностью разграничить материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. В силу данной причины естественно некоторое дублирование отдельных средств обучения, которые могут быть использованы как в урочной, так и во внеурочной. Это лишь подтверждает наличие преемственных связей в организации учебного процесса и процесса за его рамками: одно и тоже средство может быть использовано с разной целью и в разных видах деятельности (урочной и внеурочной). Некоторые средства используются только во внеурочной деятельности, их отбор определяется наполнением содержания программ курсов внеурочной деятельности и особенностями занятий. Вопрос 19. Кто и как будет осуществлять контроль деятельности учителя по реализации требований ФГОС? Контроль деятельности учителя осуществляется в образовательном учреждении в соответствии с определённой в учреждении системой внутришкольного контроля на основе реализуемой в нём системы оценочной деятельности. В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, это должно быть зафиксировано в основной образовательной программе школы в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы». Вопрос 20. Изменятся ли процедуры лицензирования и аккредитации образовательных учреждений в связи с введением ФГОС? И если изменятся, то в чём? Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Так как в соответствии с п. 9 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» предметом и содержанием экспертизы, проводимой при лицензировании образовательной деятельности, является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащённости учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, то прослеживается прямая взаимосвязь между федеральным государственным образовательным стандартом и государственными требованиями, которые предъявляются к образовательным учреждениям и организациям при проведении процедуры лицензирования. Сама процедура лицензирования на данном этапе не подвержена изменениям и состоит из этапов, закрепленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года №174, но предмет и содержание экспертизы, проводимой лицензирующими органами, определяются требованиями, зафиксированными в ФГОС. Процедура аккредитации образовательных учреждений не будет изменена. В соответствии с п. 18 ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида. Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Исходя из этого ФГОС становится определяющим нормативно-правовым актом при проведении экспертиз в ходе государственной аккредитации образовательных учреждений. В этом контексте особую актуальность при государственной аккредитации образовательных учреждений имеют требования к результатам освоения основной образовательной программы. Аккредитационные органы при проведении процедуры государственной аккредитации обязаны руководствоваться ФГОС и принимать решения о государственной аккредитации образовательных учреждений в соответствии с ним. Таким образом, ФГОС становится основным нормативно-правовым актом, в соответствии с которым предъявляются требования при предоставлении государственных услуг по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений. Вопрос 21. Ограничивает ли вновь введенный СанПин количество часов внеурочной деятельности? Согласно п.10.5. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. В то же время, в этом же пункте говориться, что величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3 (гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки). Поскольку Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения, то указанные выше положения регламентируют именно процесс обучения. Так как процесс обучения может быть организован через урочную и внеурочную деятельность, то ограничения, накладываемые п.10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 касаются только той части внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план общеобразовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), и не относятся к реализации внеурочной деятельности в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения. Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно п.10.28. и п.10.29. СанПиН 2.4.2.2821-10 при организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 указанных санитарных правил, а кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей. Приложение 1 Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС: разработана и утверждена основная образовательная программа начального (основного, среднего(полного) общего образования образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками; определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (учителей-предметников) и других педагогических работников(возможно поэтапно по мере введения ФГОС общего образования); обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального (основного, среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Приложение 2 Приложение к распоряжению Департамента общего образования Минобрнауки России от «6» июля 2010 г. № НД-1/03 ПОЛОЖЕНИЕ о Координационном совете при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 1. Общие положения 1.1. Координационный совет при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – Совет) является консультативно-совещательным органом, созданным с целью содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - образовательные стандарты). 1.2. Совет создается на период введения образовательных стандартов. 1.3. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, а также настоящим Положением. 2. Основные задачи деятельности Совета 2.1. Основными задачами Совета являются: разработка предложений и рекомендаций по вопросам организации введения образовательных стандартов; подготовка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, в решении актуальных проблем введения образовательных стандартов; подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований образовательных стандартов; рассмотрение в предварительном порядке проектов законов и нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации по данным вопросам; мониторинг, анализ и рекомендации к использованию моделей и механизмов введения образовательных стандартов (на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательного учреждения); рассмотрение и рекомендации к использованию примерных основных образовательных программ общего образования; мониторинг и рекомендации по разработке и использованию дополнительных профессиональных образовательных программ и моделей подготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам введения и реализации образовательных стандартов; регулярное информирование Минобрнауки России о ходе и промежуточных результатах введения образовательных стандартов; участие в организации и проведении научно-практических мероприятий по вопросам введения образовательных стандартов. 2.2. Совет для выполнения возложенных на него задач: анализирует работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, по решению вопросов организации введения образовательных стандартов в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы общего образования; принимает решение о необходимости создания рабочих групп для подготовки предложений по возникающим проблемным вопросам работы Совета; регулярно заслушивает информацию региональных координаторов введения образовательных стандартов о ходе введения образовательных стандартов в субъектах Российской Федерации; готовит предложения о проведении семинаров, совещаний с представителями субъектов Российской Федерации по вопросам введения образовательных стандартов; готовит предложения по обеспечению реализации решений Минобрнауки России по вопросам организации введения образовательных стандартов; готовит справочные и информационные материалы по вопросам введения и реализации образовательных стандартов, об опыте работы субъектов Российской Федерации в данном направлении. 3. Состав Совета 3.1. Председателем Совета является директор Департамента общего образования Минобрнауки России. 3.2. Персональный состав Совета формируется по представлению руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования. 3.3. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах. 3.4. Состав Совета утверждается распоряжением Директора Департамента общего образования Минобрнауки России. 4. Порядок работы совета 4.1. Заседание Совета проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. 4.2. Повестка заседания формируется председателем Совета на основе решений Совета, предложений членов Совета и утверждается на заседании Совета. 4.3. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 списочного состава членов Совета. 4.4. Заседания Совета являются открытыми. 4.5. Для организации работы по основным направлениям деятельности Совет вправе образовывать рабочие группы, возглавляемые членами Совета. 4.6. Решения Совета принимаются простым большинством голосов; оформляются протоколами, которые подписываются председателем Совета или его заместителем, председательствующим на заседании. 4.7. Решения Совета, принимаемые в соответствии с его компетенцией, имеют рекомендательный характер. 5. Заключительные положения 5.1. Обеспечение деятельности Совета осуществляется отделом развития федерально-региональной системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников Департамента общего образования Минобрнауки России совместно с Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. 5.2. Деятельность Совета прекращается по решению Департамента общего образования Минобрнауки России по окончании введения образовательных стандартов.
Приложение 3 Мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) Направления мероприятийМероприятия
Федеральный уровеньРегиональный уровень Институциональный уровень
Создание нормативного обеспечения введения ФГОС Разработка примерной основной образовательной программы начального общего образованияУчастие в разработке на основе ФГОС примерной основной образовательной программы начального общего образования в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечении е и др.).
Разработка плана-графика введения ФГОС начального общего образования в Российской Федерации Подготовка инструктивно-методического письма Минобрнауки России о порядке введения ФГОС начального общего образованияРазработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в субъекте РФРазработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении
Внесение изменений в порядок проведения экспертизы учебников и административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников на основе расширения предмета экспертизы учебников – соответствие ФГОС и ГОС Утверждение федерального перечня учебников начального общего образования, соответствующих ФГОС Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования
Разработка Федеральных требований в части охраны и укрепления здоровья обучающихсяУстановление при необходимости для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОСРазработка методических рекомендаций, обеспечивающих введение ФГОС начального общего образования: внесение изменений в методику формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования внесение изменений в методику формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях Подготовка нормативных правововых актов (представительного или исполнительного органа власти региона), определяющих (устанавливающих): нормативное подушевое бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС начального общего образования; новую систему оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС начального общего образованияРазработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками[7]
Создание организационного обеспечения введения ФГОСОбеспечение координации деятельности субъектов РФ по подготовке и введению ФГОС начального общего образования Подготовка и проведение Всероссийских семинаров-совещаний по вопросам введения ФГОС общего образования Разработка методических рекомендаций по реализации принципов государственно-общественного характера управления образованием и расширению общественного участия в управлении образованием, включая примерные формы публичной отчетности образовательных учреждений и региональных образовательных систем Включение всех субъектов РФ в общероссийский мониторинг по введению ФГОС начального общего образования и организация проведения данного мониторинга Проведение Всероссийских научно-практических конференций по проблемам и результатам введения ФГОС общего образования второго поколения Подготовка к изданию и публикация брошюр серии «Стандарты второго поколения» Создание органов, координирующих деятельность по подготовке к введению и введению ФГОС общего образования в субъекте РФ (региональный координационный совет и др.) Создание постоянно-действующих консультационных пунктов, семинаров, тьюторских центров (в том числе в дистанционном режиме), по вопросам введения ФГОС общего образования на базе учреждений дополнительного профессионального образования, ВУЗов, инновационных общеобразовательных учреждений Организация и проведение региональных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам введения ФГОС общего образования второго поколения Координация взаимодействия учреждений общего образования, дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся Формирование регионального бюджета с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования Создание региональной системы мониторинга результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Обеспечение образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой под ФГОС начального общего образования Разработка и публикация серии брошюр, сопровождающих подготовку к введению ФГОС начального общего образования в субъекте РФ Организация деятельности пилотных (апробационных) площадок введения ФГОС начального общего образования (в том числе на базе образовательных учреждений – победителей приоритетного национального проекта «Образование»)[8]Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего образования Реализация моделей взаимодействия учреждений общего образования, дополнительного образования детей и учреждений культуры и спорта, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования
Создание кадрового обеспечения введения ФГОСРазработка рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом ФГОС общего образования Разработка примерных дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС общего образования Подготовка тьюторов, обеспечивающих повышения квалификации педагогических работников по проблемам ФГОС начального общего образованияОбеспечение повышения квалификации всех учителей начальных классов по вопросам ФГОС и готовности руководителей образовательных учреждений к введению ФГОС начального общего образования Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС. Разработка (корректировка) плана научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования Приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкции работников образовательного учреждения[9]
Создание информационного обеспечения введения ФГОСИнформирование общественности (в том числе педагогической) о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования с использованием интернет-ресурсов (официальные сайты Минобрнауки России, РАО, ФИРО и др.), педагогических и научно-методических периодических изданий, средств массовой информации и др. Обеспечение деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия (СКИВ) как единой информационной среды, предназначенной для ведения проектной, методической и справочной информации, формируемой в рамках взаимодействия федерального органа координации введения ФГОС с регионами, участниками введения ФГОСШирокое информирование общественности через средства массовой информации о подготовке к введению и порядке перехода на новые Стандарты Организация публичной отчетности образовательных учреждений региона о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования Использование социальной рекламы для обеспечения участия общественности в проектировании основной образовательной программы начального общего образованияОрганизация изучения общественного мнения по вопросам введения новых Стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих: организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения
Создание материально-технического обеспечения введения ФГОСРазработка Федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса Установление при необходимости для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса. (например, положений о культурно-досуговом центре, инфрмационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.)
Приложение 4 План-график мероприятий федерального уровня по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) Направления мероприятийМероприятияСрок
Создание нормативного обеспечения введения ФГОСРазработка примерной основной образовательной программы начального общего образованияиюль 2010 г.
Разработка плана-графика введения ФГОС начального общего образования в Российской Федерациииюль 2010 г.
Подготовка письма Минобрнауки России по вопросам введения ФГОС начального общего образованияавгуст-октябрь 2010 г.
Внесение изменений в порядок проведения экспертизы учебников и административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников на основе расширения предмета экспертизы учебников – соответствие ФГОС и ГОСапрель – август 2010 г.
Разработка федеральных требования в части охраны и укрепления здоровья обучающихсядекабрь2010 г.
Утверждение федерального перечня учебников начального общего образования, соответствующих ФГОСдекабрь 2010 г.
Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОСРазработка методических рекомендаций, обеспечивающих введение ФГОС: Об использовании методики формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования Об использовании методики формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учрежденияхмай 2011 г.
Создание организационного обеспечения введения ФГОСОбеспечение координации деятельности субъектов РФ по подготовке и введению ФГОС начального общего образования. Создание Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения ФГОС2010 -2011г.г., заседание Совета 1 раз в квартал
Подготовка и проведение Всероссийских совещаний для региональных координаторов по вопросам введения ФГОС ноябрь 2010 г. февраль 2011 г.
Разработка методических рекомендаций по реализации принципов государственно-общественного характера управления образованием и расширению общественного участия в управлении образованием, включая примерные формы публичной отчетности образовательных учреждений и региональных образовательных системдекабрь 2011 г.
Включение всех субъектов РФ в общероссийский мониторинг по введению ФГОС и организация проведения данного мониторинга июнь 2011 г.
Проведение Всероссийских научно-практических конференций по проблемам и результатам введения ФГОСсентябрь 2011 г.
Подготовка к изданию и публикация брошюр серии «Стандарты второго поколения»2010 -2011г.г.
Создание кадрового обеспечения введения ФГОСРазработка рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом ФГОСсентябрь 2010 г.
Разработка примерных дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОСмай 2011 г.
Подготовка тьюторов, обеспечивающих повышения квалификации педагогических работников по проблемам ФГОСиюнь-июль 2010 г. январь-июнь 2011 г.
Создание информационного обеспечения введения ФГОСИнформирование общественности (в том числе педагогической) о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования с использованием интернет-ресурсов (официальные сайты Минобрнауки России, РАО, ФИРО и др.), педагогических и научно-методических периодических изданий, средств массовой информации и др. 2010 -2011г.г.
Обеспечение деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия (СКИВ) как единой информационной среды, предназначенной для ведения проектной, методической и справочной информации, формируемой в рамках взаимодействия федерального органа координации введения ФГОС общего образования с регионами, участниками введения ФГОС2010 -2011г.г.
Создание материально-технического обеспечения введения ФГОСРазработка федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений Методические рекомендации по организации и материально – техническому оснащению внеурочной деятельностидекабрь 2010 г. апрель 2011 г.
[1] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
[2] Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»
[3] Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110
[4] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785)
[5] Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"
[6] К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)(пункт 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»)
[7] Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2008 г. № 424н "Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме"
[8] Данная позиция имеет место, если переход на ФГОС начального общего образования осуществляется в 2010 году
[9] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от от 26 августа 2010 г. №761н.

Категория: Методические рекомендации (федеральный уровень) | Добавил: nita
Просмотров: 127 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: